В предыдущей статье писала о твердом шампуне и тех средствах, которые почему-то так называют (например, шампуневом мыле с нуля). Сегодня подробнее о любых средствах для мытья головы.
Шампунь: страхи
Паника в связи с вредом сульфатов, и особенно, лаурилсульфата натрия SLS, началась у нас уже лет 5 назад. Так что переписывать сюда все открывшиеся публике ужасы не буду — легко найдете их в поиске.
Не прогрессивной общественности этого вполне хватило. Производители выпустили шампуни с маркировкой SLS-FREE (без SLS) и основной шум утих.
Однако, ЭКО-сообщество уже набирало силу, в том числе и у нас. Составы моющих средств начали рассматривать со всей серьезностью и обнаружили там еще много «интересного»:
- парабены — аллергены, накапливающиеся в тканях, способные нарушать гормональный баланс, вызывать рост опухолей;
- формальдегид (под разными личинами фармакологических названий) — токсичен;
- этаноламины (DEA, MEA, TEA и т.д.) — могут вызывать раздражение, дерматит;
- силиконы — придают блеск, но, в конечном счете, утяжеляют, способствуют ухудшению состояния волос и их выпадению.
На мой взгляд, вся эта шумиха не имела внятного результата. Во-первых, мало кто по-настоящему разобрался и уяснил, каких веществ и почему надо избегать.
На страницах ЭКО-экспертов тоже нет единого мнения. Понятно, что SLS и парабены никто не одобряет. Но далее у многих активистов есть свои «любимые жертвы» — вещества и торговые марки — о которых они постоянно гневно высказываются.
По сути, для простых потребителей не изменилось НИЧЕГО! Они покупают все те же шампуни, все так же подвержены магии рекламы, задающей тренды. Более осознанный выбор средств для мытья головы остался уделом меньшинства.
Шампунь: маркетинг
Если мы будем спрашивать женщин, почему они выбирают тот или иной шампунь, то, скорее всего, получим ответы двух типов:
- Он подходит моим волосам (они дольше не пачкаются, выглядят более здоровыми и объемными, нет перхоти и т.д.)
- В нем содержится … вещество (здесь может быть упомянуто, что угодно — какое-нибудь ценное масло, кератин, экстракт растения и т.п.)
То есть, в первом случае, они акцентируются на состоянии волос, не вдаваясь в тонкости состава. А во втором — уделяют больше внимания составу, подразумевая, что и волосам это должно нравиться.
И в обоих случаях подход продиктован не здравым смыслом, а рекламой!
Можно и рекламные ролики подразделить на две группы:
- Для «визуалов» — «Смотрите, какие у меня длинные и блестящие волосы! Какая копна! Я забыла о перхоти и седине!» вещает модель с переливающейся гривой…
- Для «интеллектуалов» — «Экстракт редких тропических плодов N — древнее средство для роста и укрепления волос. Особенно окрашенных!» сообщает девушка-ученый…
И всё всегда движется к более сложному и совершенно уникальному составу.
Но этого требуют не наши волосы, а законы маркетинга! Как иначе производитель отстроится от конкурентов и заберет свою долю рынка?!
Вот я не люблю никого порицать (публично, по крайней мере))), но то, что творится с промышленными шампунями — имеет мало отношения к здоровью и красоте наших волос.
Шампунь: главная цель и пути ее достижения
Далее я описываю свой взгляд на шампуни. С одной стороны, не претендую на экспертность, но, с другой стороны, я тему обдумывала и исследовала. Логика и некоторое медицинское образование мне в помощь.
Итак, шампунь должен хорошо делать три вещи:
- Хорошо промывать кожу головы и волосы (особенно, если на них до того была масляная маска!);
- Обладать кондиционирующим и антистатическим эффектом (не давать волосам спутываться);
- Не вредить волосам и коже головы — не разрушать структуру, не вызывать раздражения, аллергии, не насыщать кожу (и организм в целом) вредными соединениями.
И это ВСЁ!!!
У меня длинные волосы и я часто наношу на них масла перед мытьем головы. Но даже в этом случае я не мою ее шампунем дольше 2-3 минут (а может, это время даже короче). Следовательно, мне не нужны никакие ценные активы в моющем средстве, не нужны витамины и коллаген. Они ни за что не успеют впитаться и как-то подействовать.
Все полезное должно содержаться в средствах ДО и ПОСЛЕ шампуня. А именно, в масках, бальзамах, ополаскивателях.
Сейчас я экспериментирую с собственным шампунем, в котором только вода, растительный ПАВ, капля молочной кислоты для выравнивания pH, загуститель и консервант. Два последних вещества вызывают ЭКО-вопросы))) Но: шампунем консистенции воды очень неудобно мыться (возможно, к этому нужно просто привыкнуть!). И, поскольку средство стоит в ванной, примерно, неделю — его необходимо консервировать.
Мои придирчивые волосы — в восторге. Надо еще поточнее сообразить с пропорциями, чтобы густота, пенность и моющая способность приблизились к идеалу. Потом займусь более сложным — бальзамом-ополаскивателем.
Но уже сейчас мой эксперимент высвечивает абсурдность навороченных промышленных формул шампуней. Они мучительно отстраивались от конкурентов и постепенно отстроились от здравого смысла. То, что они делают, призвано быть максимально усложненным, тайным и космически ценным. А чего там хотят наши волосы — дело сто двадцать пятое!
Чтобы не пропустить продолжение темы и другие интересные материалы — подпишитесь на обновления сайта ниже.